Слушал людей и думал, что многие неправильно понимают смысл ценностных аспектов в соционике. Многие трактуют это понятие в прямом смысле, как нечто значимое с мировоззренческой точки зрения. Например, семья и близкие отношения - это важно, это ценно. Многие стремятся найти любимого человека и создать семью. Другие могут сказать, что карьера имеет ценность в их жизнях. Что важно быть компетентным профессионалом в своей сфере. Важно обеспечить себе и своим детям светлое будущее. Важно быть законопослушным гражданином. Продолжать можно долго, но суть в том, что все эти ценности - они общечеловеческие и напрямую с ТИМом не связаны. Косвенно - да, но для того, чтобы эту связь обнаружить, пришлось бы копнуть глубже и задаться вопросом, почему эти вещи важны. Однако сейчас речь не об этом, а о том, что в соционике называют ценностными аспектами или ценностными функциями.


Из статьи:

«Концепция управления в модели А говорит нам о том, что ценностные функции выделяются на основе притяжения как инструмента управления. Восприятие и обработка информации по ценностным функциям сопровождается управляющими эмоциями удовольствия (радость, наслаждение, интерес, желание и другие). Подобные управляющие эмоции способствуют тому, что информация по ценностному аспекту является притягательной для человека, возникает стремление получать и отдавать ее. При этом рассматривать феномен ценности необходимо на достаточной дистанции, с охватом длительных жизненных периодов, абстрагируясь от конкретных временных желаний и важностей.»


Если говорить проще, то ценностными аспектами считаются такие, информация по которым вызывает интерес, любопытство, радость, восторг, возбуждение, наслаждение, мечтательность, азарт, гордость и другие положительные эмоции. Подобная информация может иметь разные формы: она может быть прочитана в книгах/статьях, её можно услышать во время чужого рассказа, её можно увидеть в фильме, почувствовать органами чувств (вкус и запах тоже являются информацией) и т.д.

Ценностные аспекты, конечно, имеют отношение к мировоззрению человека (если хорошо покопаться, можно обнаружить, что многие взгляды и убеждения по сути своей основаны на ценностных аспектах информации), но стоит помнить, что не только они формируют взгляды и убеждения. В этом участвует и воспитание, и менталитет, и ценности ближайшего окружения, и травмы детства, и много чего ещё. ТИМ является лишь одним из элементов.

Зато ценностные аспекты можно найти в желаниях, мечтах, целях и увлечениях, хотя для этого тоже нужно покопаться и задаться вопросами, почему тебе нравится то, что нравится, и без чего оно перестало бы нравиться.

Примеры ценностных аспектов, или же то, как ценностные аспекты воспринимаются людьми и как проявляются в жизни:

Несколько примеров по ссылке:
Об интересах с точки зрения соционики

Другие примеры:

ЧЛ


БЛ


ЧС


БС


ЧЭ


БЭ


ЧИ


БИ